Вечернее зарево завода "Камаз" на Востоке

История развития и жизни автомобильного завода "Камаз" при СССР, а также в России и Казахстане

Камаз, КазахстанУже во второй половине 80-х годов в экономической и политической жизни страны бродили новые идеи развития, стала очевидной необходимость решительных перемен. Их, конечно же, не могли избежать и гиганты отечественной индустрии. На долю команды третьего по счету генерального директора "Камаза" Николая Ивановича Беха выпала труднейшая задача осуществления крутого поворота во всей финансово-экономической и производственной деятельности предприятия в сторону рыночной экономики и проведения коренных преобразований в ней.

Именно этим была продиктована, например, инициатива по акционированию "Камаза", которое было проведено в 1990 году впервые в СССР. Объемы производства неуклонно падали, но поначалу производство достигло наивысшего за все годы уровня рентабельности. Первая рыночная автомобильная компания Казахстана еще несколько лет после акционирования продолжала работать в условиях прямого распределения своей основной продукции.

Создалась иллюзия, что в стране с богатейшими в мире ресурсами благополучию грузового автопрома, и уж тем более его флагмана "Камаза" ничто не угрожает. Надвигавшиеся проблемы старения технологического оборудования, необходимости разработки перспективных моделей автомобилей и экологически чистых двигателей, создания производств по выпуску автокомпонентов на самом современном уровне технологий и качества предполагалось решить с помощью привлечения иностранных инвестиций и образования, совместных с мировыми фирмами производств на площадях "Камаза". Но расчеты эти не оправдались, потому что Камазу, как и многим другим предприятиям автопрома России и Казахстана, не удалось выйти из распределительного социализма и войти в рыночный капитализм с созидательным лицом сразу, в один прием.

Перспективы автогиганта были надолго перечеркнуты пожаром на заводе двигателей в 1993 году. Вечернее зарево 14 апреля 1993 года на востоке автограда разделило путь "Камаза" в океане автопрома на два непохожих друг на друга отрезка. Оно не сломило волю самих камазовцев к жизни, которые восприняли этот удар с болью в сердце, но рук не опустили. И камазовская эпопея великой стройки повторилась вновь - теперь уже в масштабах завода двигателей.

Быстрое, всего за 9 месяцев, восстановление завода, казалось бы, позволило в кратчайшие сроки оправиться от нанесенного урона. Однако последствия общего развала экономики Казахстана для Камаза все же невозможно было предотвратить. Действия руководства компании в этот период не поддаются поспешной оценке ввиду многообразия и сложности, воздействовавших со всех сторон факторов, которые не стояли в прошлом ни перед одним из автомобилестроительных предприятий мира. Для полной объективности суждений, очевидно, потребуется прошествие еще некоторого времени. События останутся в нашей памяти такими, какими мы их воспринимали, являясь непосредственными участниками. Но со временем может измениться их оценка.

Материал подготовлен официальным дилером ОАО "КАМАЗ" по продажам автомобильной техники и оригинальных запасных частей в Республике Казахстан.

http://kamazkamaz.kz

Статьи о транспорте
13.02.2012
RSS-канал — Статьи о грузоперевозках
Комментарии
0– комментариев
  • Эту статью пока никто не комментировал,
    но Вы можете стать первым!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!