Открытие транспортного бизнеса в Польше

Статья для тех, кто задумывается об открытии транспортного бизнеса в Польше. Бизнес в Польше для нерезидентов

"Весь секрет бизнеса в том, чтобы знать что-то такое, чего не знает больше никто". Аристотель Онассис

Данная статья будет интересна всем, кто задумывается об открытии транспортного бизнеса в Польше. В последнее время я все чаще сталкиваюсь, наряду с общим желанием наших соотечественников выехать за рубеж работать или заниматься бизнесом, - с намерением перевозчиков начать свое дело в этой стране. Не будем вдаваться в подробности, что побуждает каждого к принятию данного решения. Кто-то желает усилить свою позицию на рынке, воспользовавшись преимуществами, которые предоставляет статус резидента ЕС; кто-то устал от чрезмерного давления на бизнес со стороны власти и хочет по-человечески, честно заниматься своим делом, не боясь, что завтра у него все отберут; кто-то хочет предоставить своим детям более широкие возможности. Кого-то подталкивает к этому решению все вместе взятое.

Главное – это то, что я этих людей прекрасно понимаю, так как сам эмигрант, и готов оказать консультационную и фактическую помочь в реализации этих целей. Так сложилось, что кроме основных юридических услуг, в последнее время я оказывал нескольким своим клиентам нерезидентам Польши содействие при получении транспортной лицензии и раскрутке этого бизнеса. В настоящий момент сам являюсь соучредителем и членом правления транспортной компании, объединяя в одном лице функции исполнительного директора, юриста, бухгалтера, переводчика и логиста. Пройдя все этапы создания бизнеса от момента регистрации предприятия до получения на свой счет оплаты по первым рейсам, постараюсь понятным языком, без лишней «воды», так сказать, (совсем не могу – юрист все-таки) выделить и описать читателям основные этапы, а также указать на особенности и различные нюансы данной деятельности в Польше. Не буду перегружать текст сухими выдержками и ссылками на нормативные акты. Основная цель статьи – максимально точно передать читателю алгоритм «запуска» транспортной компании для принятия правильных деловых решений.

Итак, поехали…

С чего начать?

Вы уже давно мечтаете, либо только сейчас задумались над тем, что неплохо бы было раскрутить бизнес в соседней Польше, тем более что вы чувствуете себя в транспортной отрасли как в своей тарелке…

Первый совет – решите для себя самого, зачем конкретно вам это нужно и трезво оцените свои возможности.

Заниматься предпринимательской деятельностью в Польше нерезиденты ЕС могут, если не имеют «карты поляка», только в форме хозяйственных обществ: ООО, АО либо как одни из участников коммандитного общества/товарищества – коммандитисты, которые отвечают по своим обязательствам до оговоренной коммандитной суммы.

Если у вас есть возможность сделать «карту поляка» – делайте. Ее владелец может заниматься бизнесом как частный предприниматель, что проще и менее затратно по сравнению с юридическим лицом (хотя, конечно - же, все зависит от планируемой деятельности, ее объема, от степени вашей интеграции в Польше, и, прежде всего, от готовности отвечать по обязательствам всем своим имуществом).

Для коммандитного общества одним из необходимых условий является наличие полного товарища - резидента Польши (физическое или юридическое лицо). Организационно правовая форма в виде акционерного общества для начала бизнеса, по понятным причинам, не берется во внимание. Если только в ваших ближайших планах не намечается выход на фондовый рынок.

Поэтому, будем исходить из того, что «карты поляка» у вас нет или вы все равно решили заниматься бизнесом в форме ООО, поляков в данный бизнес вы привлекать не собираетесь, и выходить на фондовый рынок тоже. По этим причинам, наиболее распространенной формой ведения бизнеса нерезидентами ЕС, да и самими поляками, по-прежнему остаётся общество с ограниченной ответственностью (spółka z ograniczoną odpowiedzialnością).

Юридическое лицо, как известно, необходимо содержать независимо от того, есть у вас заказы или нет. Зарегистрировать предприятие - это не проблема, и не столь уж дорого это вам обойдется. Получить лицензию для одного тягача – тоже дело техники. Чем вы планируете заниматься потом, и как строить свой бизнес – вот вопрос? Сколько машин вы собираетесь приобрести, есть ли у вас заказчики на новые направления и стартовый капитал для раскрутки? Это вопросы проверенные практикой. И практика показывает, что частному предпринимателю из Украины или Белоруссии с одним составом тягач-прицеп, который сам себе и работодатель и водитель, по такой схеме - т.е. с созданием ООО в Польше - работать будет невыгодно. Как вариант – ходить «под флагом» фирмы с лицензией, оформив договора долгосрочной аренды, например. Но это уже личные договоренности.

Начинать строить собственный транспортный бизнес в Польше необходимо минимум с двух – трех составов при четком понимании необходимости инвестирования в дальнейшем. Это при том, что с лизингом первые полгода - год, как правило, следует повременить. Да, лизинговые условия в Польше довольно привлекательные, однако примерить их к себе удастся минимум через полгода работы с неплохими финансовыми показателями. Неплохо заручиться поручительством резидента Польши либо иметь недвижимость в этой стране. Поэтому, повторюсь – вы должны оценить свои возможности и просчитать будущие инвестиции, затраты и ожидаемую прибыль. Не стоит забывать, что вы имеете статус иностранца в Польше, и это будет усложнять ваше пребывание в стране и непосредственный контроль над бизнесом.

Регистрация предприятия

После принятия решения о создании ООО, приступаем непосредственно к процессу его регистрации. Эту процедуру следует доверить специалистам, которые этим занимаются постоянно и смогут оказать грамотную консультационную и юридическую поддержку на вашем языке. Услуги по регистрации, как правило, включают регистрацию в реестре предпринимателей, органах статистики, налоговой инспекции, социальных фондах, открытие счета в банке. Надо внимательно изучить предложение фирм или посредников, предлагающих данные услуги. Включает ли она предоставление юридического адреса, стоимость бухгалтерского обслуживания и т.д. Это все необходимые условия для регистрации и содержания предприятия.

Перед регистрацией собственникам необходимо определиться со следующими вопросами:

- с названием – его проверят на отсутствие идентичных в реестре;

- с составом учредителей и размерами долей;

- с видами деятельности;

- с юридическим адресом;

- с бухгалтером или бухгалтерской конторой.

Если учредители имеют особые пожелания относительно текста учредительного договора, необходимо проконсультироваться с юристом и учесть их при составлении данного документа. Напомню, что учредительный договор – это внутренний нормативный акт, который обязывает его учредителей и содержит положения, специализирующие общие нормы права.

Минимальный учредительный капитал для ООО составляет 5 000 злотых (около 1250 Евро)* и декларируется правлением при регистрации. Фактического внесения на банковский счет перед регистрацией не требуется, однако, необходимо будет показать, что данные денежные средства получены, скажем, наличными в кассу предприятия и можно использовать их для той же регистрации и зачислить в расходы.

Стоимость нотариальных услуг будет зависеть от величины учредительного капитала, количества учредителей, выписок договора, копий, образцов подписи.

Само присутствие учредителей в Польше при подписании договора у нотариуса не обязательно. Достаточно оформить нотариальную доверенность на представителя в Польше и образцы подписи каждого из членов правления и передать все своему представителю в Польше. Документы необходимо будет перевести на польский язык у присяжного переводчика. Любые услуги в Польше, как и в Европе, в целом, на порядок выше, чем у нас, и это похвально, потому что свидетельствует о не безразличии к специалистам, а также указывает на высокий уровень развития общества.

После нотариального оформления учредительного договора ваше будущее предприятие приобретает форму «ООО в организации», в которой оно может просуществовать полгода до внесения записи в реестр предпринимателей. Это время используется для совершения всех необходимых действий перед регистрацией и для самой регистрации. В этот период ООО может приобретать права и обязанности, т.е. заключать соглашения и договора. После регистрации в Государственном судебном реестре предпринимателей (KRS), общество приобретает полноценный статус юридического лица.

Стоимость комплекса услуг регистрации предприятия может колебаться от 1200 до 3000 Евро. Стоимость регистрации по 3000 Евро, по моему мнению, могут предлагать либо крупные и всемирно известные юридические конторы и то, для таких же крупных предприятий – учредителей, либо посредники, которые кишат в интернете с предложениями о бизнес - иммиграции. Я ничего не имею против посредников и сам, по сути, таковым являюсь, и считаю, что посредники, в широком понимании, необходимы для развития бизнеса. Просто считаю, что необходимо немного соразмерять свой вклад и вклад людей, которые непосредственно делают ту или иную работу.

Для уменьшения расходов в начале работы, можно воспользоваться услугами, так называемых «виртуальных офисов», которые по договору предоставляют адрес в административном здании с дополнительными услугами на выбор: приём, сканирование и высылка корреспонденции, уведомления о пришедшей на ваше имя почты, стационарный телефонный номер, комната для переговоров, услуги секретаря и т.д. Цена аренды такого адреса может колеблется от 80 до 500 зл./мес. в зависимости от вида услуг и самого адреса. Необходимо только внимательно изучить сам договор с арендодателем, чтобы потом не возникало вопросов у налоговиков о фактическом месте ведения хозяйственной деятельности.

Услуги бухгалтера или бухгалтерской фирмы по обслуживанию юридических лиц в среднем начинаются от 600 – 800 зл. в месяц без НДС. НДС составляет 23%. Все будет зависеть от перечня услуг, количества документов и нагрузки.

Несмотря на осуществление регистрации по принципу единого окна, процедура полной регистрации может занять от 3 до 5 недель. Имеется в виду регистрация во всех фондах, инспекциях и открытие банковского счета.

С 2012 года регистрацию ООО можно осуществлять в электронном виде на сайте Министерства юстиции по типовому шаблону. Это должно было ускорить процесс регистрации и снизать его стоимость, хотя вам или вашему представителю необходимо самостоятельно побегать по всем инстанциям для завершения полной регистрации. Нововведение себя не оправдало, много сбоев и неточностей. Я, например, не оформлял еще ООО таким образом, но, по мнению многих моих польских коллег – эта процедура не до конца опробована и на сегодняшний момент не выдерживает критики, есть сбои в самой системе и противоречия между административными органами. Если опробую – обязательно поделюсь этим с вами.

Постановка транспортного средства на учет в Польше

После регистрации предприятия, для того чтобы начать процедуру получения транспортной лицензии, необходимо приобрести минимум один тягач. При покупке следующих тягачей, они будут вноситься в действующую лицензию с соответствующими извлечениями/выписками для каждого. Автотранспортное средство ставится на учет по местонахождению предприятия. Этим занимаются транспортные департаменты местных муниципальных властей, а не полиция. Сначала выдают временный техпаспорт и номера (если автомобиль зарегистрирован в той же местности, номера не меняются). В течение месяца новый владелец обязан предоставить договор страхования гражданской ответственности и получить постоянный техпаспорт. Вся процедура, в зависимости от того, где приобретен тягач – в Польше или другой стране ЕС, занимает от 10 до 20 дней. В случае приобретения автомобиля в другой стране, перед постановкой на учет, необходимо пройти техосмотр, оплатить НДС и получить от налоговой инспекции соответствующее подтверждение оплаты.

Первый техосмотр тягача перед регистрацией в Польше может составить примерно 300-400зл.

Официальная стоимость постановки на учет тягача, приобретенного в Польше – 180 зл. + 17зл за оформление документов по доверенности от собственника.

Транспортная лицензия в Польше

Здесь я не могу не остановиться на требованиях, которым должен соответствовать предприниматель, решивший стать международным перевозчиком в Европе.

Согласно распоряжению Европейского Парламента и Совета Европы № 1071/2009, международный перевозчик обязан соблюдать следующие основные требования:

  1. иметь реальное и постоянное местонахождение в одном из государств ЕС (т.е. если будущий перевозчик хочет получить лицензию в Польше, он должен быть зарегистрирован в Польше);
  2. иметь хорошую репутацию;
  3. иметь соответствующие финансовые возможности;
  4. соответствовать профессиональным компетенциям.

Расшифруем более подробно каждое из них.

Первое требование относительно места деятельности состоит из трех аспектов:

а) перевозчик должен иметь местонахождение на территории Республики Польша, вместе с помещениями, где он ведет основную деятельность, а именно: бухгалтерская документация, документы работников, документы, содержащие данные относительно времени вождения автомобиля и отдыха, а также остальные документы, доступ к которым должен иметь тот или иной проверяющий орган.

Этому определению не противоречит местонахождение, зарегистрированное в так называемом, «виртуальном офисе», которые предоставляют помещения для общения с органами администрации.

б) перевозчик должен иметь хотя бы один зарегистрированный тягач в Польше;

в) перевозчик декларирует, что занимается данной деятельностью в действительности и постоянно, с использованием эксплуатационной базы, которая имеет крытые боксы и оборудована соответствующим техническим инвентарем.

В данном случае, для начала можно предоставить договор обслуживания и/или аренды с технической базой, которая отвечает данным условиям.

Второе требование относительно хорошей репутации означает то, что само предприятие, управляющий транспортом на предприятии, водители и другие люди, обслуживающие предприятие не были судимы или не подвергались/не подвергаются административным санкциям за серьезные нарушения в определенные областях права. Это, в основном, относится к нарушениям, связанным с транспортом, техническими нормами, со временем работы и отдыха водителей, финансами, с трудовыми отношениями и т.д.

Согласно третьему требованию, перевозчик в любой момент должен быть в состоянии представить доказательства своих финансовых возможностей/обеспечения для осуществления уставной деятельности предприятия. После вступления вышеуказанных норм в силу для Польши 04 декабря 2011г., перевозчик доказывает контролирующим органам свою «финансовую способность» посредством предоставления финансового годового отчета, заверенного аудитором. Отчет должен показывать, что перевозчик владеет капиталом и резервами стоимостью, минимум 9 000 Евро для одного автомобиля и по 5 000 Евро на каждый последующий. Отчет составляется согласно закону «О бухгалтерии» Республики Польша и должен содержать: баланс, расчет прибыли и затрат, дополнительную информацию и разъяснения.

Это общее правило. Однако, в качестве исключения, «финансовую способность/состояние перевозчиков, а тем более начинающих, можно доказать при помощи обеспечения в виде банковской гарантии либо страховки профессиональной ответственности от одного или нескольких финансовых учреждений.

Под банковской гарантией в данном случае понимается одностороннее обязательство банка-гаранта исполнить финансовое обязательство в отношении бенефициара, при определенных условиях и предоставлении последним определенных документов. Для целей доказывания надлежащей «финансовой способности» перевозчика, бенефициаром может быть Главная инспекция дорожного транспорта Польши. Допускается указание другого субъекта.

Для получения лицензии перевозчик может также предоставить договор страхования. Страховой полис должен указывать, что страховка распространяется на требования, которые могут возникнуть в связи с осуществлением хозяйственной деятельности перевозчика. Допускается страховка КАСКО тягача.

В дальнейшем, важно показывать хорошие финансовые результаты в течение года – это будет служить соответствующим обеспечением финансового положения, а также пригодится для продления вашего пребывания в стране.

Четвертое требование говорит о профессиональных компетенциях перевозчика. Что это значит?

Это требование определяет обязанность перевозчика (предприятие) заключить договор с лицом, которое будет выполнять функции управляющего транспортом.

Управляющий транспортом, в свою очередь, должен соответствовать одновременно нескольким критериям:

а) иметь местожительство на территории ЕС;

б) иметь хорошую репутацию (требования описанные выше);

в) иметь соответствующий сертификат управляющего транспортом;

г) имеет полномочия представлять интересы перевозчика в качестве управляющего транспортом, вытекающие из договора.

Я, например, как управляющий с сертификатом, имею право обслуживать до четырех транспортных предприятий.

Очень важно - все эти требования должны выполняться перевозчиком в течение всего срока действия транспортной лицензии.

Вместе с заявлением на получение лицензии в Минтранс подается пакет документов, подтверждающих соответствие предпринимателя данным требованиям.

Стоимость лицензии на 5 лет с выпиской для одного тягача составляет 4440зл.

Водители – иностранцы

Следующий шаг после получения лицензии – оформление водителей. Я полагаю, что это будут не резиденты ЕС, по ряду известных причин: во-первых, вы можете устроить на свое польское предприятие проверенных вами людей, с которыми вы работаете и с которыми находите общий язык; во-вторых, поляки дороже, а в – третьих, польских водителей и самих не хватает на рынке.

До получения лицензии, для экономии времени, можно уже пригласить водителя от имени предприятия с намерением поручить ему работу. По этому приглашению водитель получит польскую национальную рабочую визу (D) на год с общим сроком пребывания в стране 180 дней. Эта виза выдается бесплатно.

После этого водитель должен приехать в Польшу, подписать трудовой договор, оформиться в социальных фондах, пройти курсы повышения квалификаций и медицинское обследование с выдачей соответствующих документов. Если водитель не знает польского языка, при заполнении анкет и прохождении тестов ему может помочь переводчик.

Официальная стоимость курса и обследования составляет около 800зл. Длительность – три или четыре дня.

После получения соответствующих документов, необходимо подать заявление в Минтранс на получение свидетельства водителя-иностранца. Его стоимость 40зл и по времени это может занять до 14 дней.

Карточки – чипы для цифровых тахографов

Для моделирования мы возьмем ситуацию с приобретением тягача минимум Евро4 с цифровым тахографом. Меньше по экологии нет смысла брать – Европа постепенно переходит на все более высокий уровень экологической безопасности транспортных средств, и чем выше цифра данного значения, тем больше разрешений вы сможете получить на каждый автомобиль в Минтрансе.

Транспортному предприятию необходимо иметь карточку – чип предприятия и по одной для каждого водителя. Так что, если у водителя нет своей карточки, ее необходимо будет оформить вместе с карточкой для предприятия. Перед подачей документов для выдачи карточек, с водителем необходимо оформить трудовой договор и зарегистрировать его в социальных фондах (ZUS).

Официальная стоимость карточки предприятия - 283 зл., карточки водителя – 170 зл.

Особенности осуществления деятельности, разрешения

Итак, лицензия у вас на руках, водители оформлены, и вы рветесь в бой. Что дальше и какие у вас, у резидента Польши, возможности?

С международной транспортной лицензией вы, как польский перевозчик, можете осуществлять перевозки в самой Польше, в пределах Европы и за пределами ЕС. Перевозить грузы между странами ЕС вы можете без международных разрешений. Условием перевозки груза за пределы ЕС является получение соответствующих разрешений.

Существует 4 вида разрешений:

  1. Двухсторонние.
  2. Транзитные.
  3. Общие.
  4. Третьи страны.

Для каждой страны, согласно двухсторонним международным договорам, предусмотрены определенные виды разрешений. Например, в 2013 году для польских перевозчиков доступны следующие разрешения на Белоруссию:

  • Белоруссия – третьи страны;
  • Белоруссия – третьи страны, оплата на границе;
  • Белоруссия – общие;
  • Белоруссия – транзит, оплата на границе.

Для России:

  • Россия – общие;
  • Россия – третьи страны.

И для Украины:

  • Украина – общие/общие экологические.

К примеру, общие разрешения на Украину и Белоруссию позволяют польскому перевозчику осуществлять перевозку грузов не только из Польши, но и из других стран ЕС (кроме тех, которые требуют обязательные для этого разрешений ЕКМТ, например – Италия). То есть эти разрешения действуют как разрешения типа «третьи страны», но при одном условии: необходимо пересекать границу со стороны Польши.

В 2013 году таких одноразовых общих разрешений на Украину польский перевозчик может получить в количестве 6 штук на каждый автомобиль. На Россию – по 2 штуки на каждый из первых пяти ваших автомобилей и по 1 разрешению на каждый последующий. То есть, если у вас, к примеру, 7 тягачей - вы можете получить на Россию, в общей сложности, 12 одноразовых разрешений.

Эти разрешения необходимо сдавать по мере использования и можно получать новые. Следует только помнить об их своевременном возврате. Стоимость одного одноразового разрешения – 50зл.

Все разрешения распределяет уполномоченная Министром транспорта комиссия.

Разрешения ЕКМТ - то есть безлимитные на целый год, получить можно только, если перевозчик имеет минимум три тягача. При выдаче разрешений комиссия руководствуется количеством автомобилей, экологической категорией (чем выше категория Евро – тем большее количество разрешений можно получить на один тягач), количеством разрешений полученных и возвращенных до этого.

Стоимость одноразовых разрешений – 50зл., разрешений ЕКМТ – 1800зл.

Из особенностей деятельности можно выделить также заключение договора и приобретение устройства автоматической оплаты проезда по платным дорогам Польши – ViaBox (система ViaToll). Первоначальный платеж – 200зл.

Допуск к системе МДП/ TIR

Если для перевозок в Европе, а также на Украину не обязательно наличие карнета ТИР, то в другие страны он может быть необходим. Вступая в систему МДП, международный перевозчик должен соблюсти определенные условия, одним из которых, и самым основным, является обеспечение обязательств перед таможенными органами на сумму 60 000 Евро. Польская ассоциация перевозчиков, которая является посредником в данном случае, в качестве обеспечения обязательств принимает либо денежный залог на эту сумму, либо банковскую гарантию, либо поручительство под недвижимость в Польше. В каждой стране свои условия вступления в систему. Реалии в Польше таковы, что, несмотря на вышеперечисленные варианты финансового обеспечения, вам надо либо «заморозить» всю сумму, положив ее на соответствующий счет, либо предоставить доказательства владения недвижимостью (выписку из ипотечной книги). Страховые компании отказываются предоставлять такую страховку для новооткрытой компании с учредителями иностранцами. Во всяком случае, из моего опыта. Может есть такие счастливчики, которым удалось это сделать, не знаю. Банки могут предоставить гарантию только после года деятельности с хорошими показателями и то, только на половину суммы – остальную, опять-таки, придется «заморозить» на банковском счете. Самым оптимальным вариантом для тех, кому не терпится вступить в систему МДП, думаю, является приобретение недвижимости, скажем квартиры, на фирму, либо её учредителями. Она послужит и залогом, и, фактически, местом проживания для персонала, учредителя, его семьи.

Решение вопроса с финансовым обеспечением – это основное, с чем необходимо определиться при вступлении в систему ТИР. Второстепенное – это вступление в Ассоциацию перевозчиков и таможенная аккредитация прицепа с получением свидетельства. В случае необходимости, прицеп надо будет прошить дополнительными заклепками для троса - многие европейские прицепы не соответствуют требованиям освидетельствования для целей ТИР. Для вступления в ассоциацию понадобятся два рекомендательных письма от ее членов, которые состоят в этой организации более двух лет.

Это основные моменты, которые вы должны учитывать, принимая решение заняться данным бизнесов в Польше. По срокам, запуск транспортного предприятия занимает около полугода с момента подписания учредительного договора о его создании. Все будет зависеть от слаженности и последовательности действий, а также своевременного финансирования данного мероприятия.

Необходимо учитывать множество нюансов, так как здесь пересекаются многие правовые плоскости: и обслуживание самого предприятия, и, непосредственно, транспортные вопросы, и статус иностранцев (как водителей, так и учредителей), и продление пребывания в стране и многое другое.

Желаю всем успехов в начинаниях и принятия мудрых решений.

*Прим. автора: официальный средний курс Евро по состоянию на 18/03/2013г. составляет 1Евро – 4,15зл.

Автор: Козаков Дмитрий Сергеевич. Юрист, предприниматель. Специализируется на регистрации и обслуживании предприятий в Польше, а также предоставлении услуг для транспортных компаний.

http://www.do8.pl

Статьи о грузоперевозках
19.03.2013
RSS-канал — Статьи о грузоперевозках
Комментарии
0– комментариев
  • Эту статью пока никто не комментировал,
    но Вы можете стать первым!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи!